История:
Старший аркан Шут (Дурак, Алхимик, Глупец, Дух Эфира, Блаженный, Безумец, Слепец) занимает особое положение в колоде Таро. Он менялся несколько раз коренным образом, от убогого кретина или блаженного в старых колодах до бога Аполлона в колоде Уэйта, рогатого солнечного бога или плода в матке у Кроули.
На одной из самых старых колод – Таро Висконти-Сфорца Дурак изображен оборванцем с дубиной, в его волосах торчат перья, штаны спущены, идти в таком виде невозможно, человек явно не приспособлен к жизни, т.к. даже замахнувшись палкой, чтобы отогнать бродячих псов, он сам может потерять равновесие и упасть, к тому же, судя по разбухшей щитовидке и косым глазам это человек с физическими и психическими заболеваниями. Болезни щитовидной железы могут вызывать кретинизм и отклонения в развитии, а также ряд нервных патологий.
Такие люди обычно ходили по городам и весям, собирали подаяние и развлекали своим видом публику.
В Золотом Флорентийском Таро Дурак изображен как изгой – он полуголый, в шляпе с ослиными ушами, и связкой бубенцов, которые символизируют о его приближении. Дети (как символ людей с незрелым умом) побивают его камнями.
В общем-то это очевидно дурак и при этом не фигурально выражаясь, а именно как диагноз. В средние века люди не понимали душевнобольных и боялись их, рождение такого ребенка воспринималось как кара божья или проклятье. Сумасшедших и больных изолировали, изгоняли, бросали в тюрьмы, чего стоит популярное одно время в Европе средство избавления от несчастных - "Корабль дураков". Юродивых, больных, странно ведущих себя людей собирали и сажали на корабль, который отпускали на волю волн. Такие корабли стали символом слепого следования судьбе и власти случая. Но по сравнению со средневековыми методами лечения это был еще гуманный способ, т.к. больных били, морили голодом, пытались вправить мозги на место вращая на разного рода хитроумных устройствах и так далее. Поэтому и карта Дурак того периода несет на себе печать изгоя. Для толкователя Таро эта карта была нежелательным и очень неприятным символом.
Волна интереса к Таро поднялась в 18 веке, на Таро обратили свои взоры члены массонских лож. В каждом аркане они искали сакральные знания и колоды того времени имеют сильный отпечаток масонской идеологии.
Постепенно, по мере эволюции Дурак обрастает кое каким имуществом и одеждой. Идеи со старых карт сохраняются, их мы можем увидеть и в современных колодах (например Таро Дюрера): оборванные подратые штаны, зачастую могут сверкать ягодицы и прочие близлежащие причиндалы, яркая полосатая одежда, а также бубенцы на плечах.
Итак, дубина заменяется посохом, добавляется палка с котомкой, рядом появляется собака, которая то ли кусает его или подталкивает вперед, то ли старается уберечь и тянет назад. Сам Дурак изображается более одетым, цвета его одежды в большинстве случаев либо пестрые на манер скоморохов, либо в полосочку, что также было привилегией аутсайдеров.
Это повелось еще с 14 века, когда на епархиальном синоде приняли декрет, по которому представители духовенства не должны были одеваться в двухцветную одежду – будь то полоска, или симметричные половины двух цветов. По этой причине насмешкам и гонениям подвергался орден кармелитов, носивших полосатые плащи. Дальше - хуже. В 1310 году некий сапожник в Руане был приговорен к смертной казни потому что «был замечен в полосатой одежде». С тех пор церковь объявила настоящую войну полоскам – особенно если чередовались яркие цвета: красный, желтый или зеленый. Множество примеров негативного посыла полосатых тканей появилось в литературе Средневековья. Вероломные рыцари, жены-изменницы, непочтительные сыновья, братья-клятвопреступники, подлые слуги, жестокие карлики, нечестивцы и предатели — любой из этих персонажей отмечался полосками как в одежде, так и в геральдике. Все эти люди были barres, т. е. "полосатые", а на современный манер - "меченные", одного упоминания об этих полосках было достаточно, чтобы читателю стало ясно, что за "фрукт" перед ним.
И только к концу 18-го века полоска теряет свое отрицательно значение, когда полосатые ткани становятся популярными среди знати, а до этого полосатую одежду часто носили слуги. Поскольку появились свидетельства о том, что автором Марсельского Таро является итальянский философ, астролог, католический священник XV века из Флоренции Марсилио Фичино, то вполне возможно что полосатая одежда, как и у Аркана Маг, говорит об обособленности от социума, о том, что эти люди за гранью. Один бродяга-юродивый, а второй ярмарочный шарлатан-фокусник.
Разница на картах разных колод прослеживается только в определенных деталях. Прежде всего по цвету изображения. А вот поза Дурака и даже мелкие детали идентичны . Например, палку с узелком Дурак держит в левой руке и перекидывает через правое плечо. Даже количество бубенчиков на вороте его одежды на этих колодах одинаково – пять. Общий пейзаж местности и задний план на всех картах примерно одинаков: довольно скудная растительность, поле, луг, песочная или глиняная на вид дорога.
Принципиальным является отличие в том, что на Марсельском Таро собака раздирает одежду Дурака, оголяя его тело. На карте Классической колоды (ориг. название «The Classic Tarot» – это репродукция итальянской колоды художника Карло Делла Рокка, изданной в 1835 году) собака сдерживает, а не подталкивает вперед, уцепившись зубами за одежду она тянет Дурака назад. Также у этого Дурака на спине камзола нарисована буква «М» (скорее всего сокращение от названия карты на итальянском языке “IL MATTO”). Слева на карте прописаны 4 термина на разных языках, которые соответствуют этому аркану: STRANEZZE – эксцентричность, странность; STRANGENESS – необычность, отчужденность, странствие, чужеродность; MYSTERE – мистерия, загадка, секрет, тайна, таинство; SONDERBARKEITEN – чудачества, странность, курьез.
На этих же колодах впервые появляется номер аркана Дурак - ноль, а также надписи на разных языках.
Французский оккультист Эттейла создает 2 варианта аркана. В одном варианте Дурак в колоде Таро Гранд-Эттейла изображен в костюме арлекина с шутовским колпаком на голове. Он ступает вперед в полуприсяди, закрыв глаза руками, показывая этим, что он слеп и не видит объективный мир, или не хочет его видеть. Как в первой колоде Таро Висконти-Сфорца на карте нет ни собаки, ни палки, ни шеста с котомкой. Иногда карту называют Слепец.
В Египетско-Цыганской колоде Эттейла создал парадоксальный образ Дурака:
Так, например, он называл эту карту Ахлимик, что уже является указанием на то, что перед нами не простой оборванец, а мудрец и искатель. Дурак выходит из храма, места, где традиционно хранились книги и свитки, аркан помещен в самый конец колоды под номером 78, на карте написано Madness - сумасшествие, безрассудство - отсылка к отказу от ума в человеческом плане и вовлечении в более высокие планы бытия. Эта идея - "отбросить" ум, есть во многих традициях, например чань-буддизм.
Позже Ошо скажет: "Ум, или состояние ума, не является естественным состоянием человека, это не истинная природа человека. Человек должен обрести истинное состояние – состояние не-ума, медитативное состояние.". Ведь именно в таком состоянии человек достигает просветления. Останавливая свой мечащийся ум, и отдаваясь космическому потоку.
Дальше - больше. В конце 18 века, после археологических экспедиций в Египет, в Европе начинается повальная мода на египетские древности: мумии, гробницы, фараоны, древние боги, культ смерти и загробной жизни, преклонение перед вечной женственностью, духовные ценности и чистота души в противовес материалистичному миру. Пишется огромное количество исследований и трактатов о таинственной умершей цивилизации. Конечно же эта тема привлекла и внимание эзотериков всех мастей. Теперь каждый исследователь готов притянуть за уши доказательства о древне-египетском происхождении своего объекта исследования. Что мы могли наблюдать и с Таро. О происхождении колоды Таро из древнего Египта говорил Эттейлла. Антуан Кур де Жебелен назвал Таро книгой Тота, бога письма, чтения, тайных знаний, который дал это все людям.
Эта идея получила популярность и по сей день создаются колоды в египетском стиле, зачастую в них используются материалы исследований Кур де Жебелена.
Ибис Таро - одна из таких реконструкций, аркан стоит в самом конце колоды под номером 78, называется Крокодил, есть варианты названия Слепец. Изображение очень мрачное, первым делом бросается в глаза солнечное затмение - в древности люди испытывали при этом ужас, считали очень дурным предзнаменованием, сулившим войны, голод, конец света; у человека нет глаз, он идет по обломкам и через секунду споткнется о поверженный обелиск, и попадет в пасть крокодилу, бездна сожрет его. Очевидно что на этом аркане не начало пути, а конец всему, разрушена целая цивилизация. От карты идет поток безысходности.
С одной стороны картина крайне антиутопическая и предвещающая конец света, но с другой стороны, и мы об этом уже писали в статье о символизме аркана Дурак, на карте мы видим слабеющее солнце, это выражено затмением. Другая отсылка к этой идее и в том, что древние египтяне после осеннего солнцестояния отмечали праздник, который они называли «Рождение Солнца-Посоха», ибо они полагали, что так как день становится короче, а солнечный свет — слабее, то солнцу необходим посох для опоры. А крокодил съедающий солнце - известный по всему миру сюжет мифа, и даже в русских сказках отражен этот сюжет.
Крокодил - ночное божество, прожорливый, как ночь, поглощающий Солнце; властитель Хаоса, соединяющий в себе символику смерти и воскресения. Но в Египте бог солнца также воплощался и в образе крокодила - Себека-Ра.
И, вполне, возможно, что на карте показана смена фазы или цикла.
В 19 веке Освальда Вирта и Станислав де Гуайата, оба - ученики Элифаса Леви, создают свой вариант колоды Таро, собрав воедино каббалистические и философские воззрения французской оккультной школы своего времени.
Дурак изображен в стиле марсельской школы, но с добавлением поверженного обелиска из-под которого выглядывает крокодил. В согласии с французской школой Дураку присвоена стихия огня, буква Шин и нет номера, а по сути и своего места в колоде, он свободно бродит, где душа пожелает как самый настоящий странник пилигрим или как юродивый.
В начале 19 века создает свою версию колоды Таро доктор Папюс.
В его версии карты сохранены символы Марсельского Таро, но Дурак уже не выглядит больным, он скорее путник: приятной наружности статный молодой человек, за плечами посох с дорожной сумкой, впереди обрыв, вместо дикого зверя нарисована белая собака, которая схватила его за трость и тянет назад, стараясь спасти от падения в пропасть. Карта соотнесена с буквой Шин, идет под номером 21.
На более поздних вариантах у Старшего Аркана Дурак появляются новые характерные атрибуты, которые являются кабббалистическими и астрологическими символами. На Древе Сфирот Аркан Дурак соответствует пути между Кетер (Корона) и Хокма (Мудрость), с соответствием воздушной стихии и букве Алеф. То, что во французской школе Папюса этому аркану соответствует буква Шин и другой путь на Древе Жизни дает большую разницу в интерпретации карты и влияет на изобразительный ряд символов.
Дурак все реже изображается болезненным юродивым, а чаще шутом-трикстером или юным богом, молодым неопытным человеком, перед которым открыты все дороги, или даже ребенком в матке.
В 1910 году Артур Эдвард Уэйт и Памела Колман-Смитт выпустили колоду, в которой аркан Дурак предстал в совершенно новом образе.
Арут Уэйт о карте Дурак:
Легким шагом, как будто земная твердь со всеми ее ухабами и рытвинами неспособна его удержать, юноша в богатой одежде на миг замер над краем пропасти средь горных вершин; взгляд его устремлен в голубую даль – скорее в бездонные небеса, нежели в открывающийся внизу путь. Он показан в стремительном движении, хотя в данный момент и замер в неподвижности; собака у его ног взметнулась в прыжке. Край разверзшейся перед ним пропасти не ужасает – впечатление такое, будто ангелы готовы вот-вот подхватить его, если он решится шагнуть в бездну. Его лицо светится умом и мечтательностью. В одной руке у него роза, в другой драгоценный посох, на котором висит затейливо расшитая сума. Это принц из иного мира, странствующий в нашем – в полном блеске раннего свежего утра. Солнце, сияющее у него за спиной, знает, откуда он пришел, куда идет и как вернется другим путем много дней спустя. Это Дух в поиске опыта. В этой карте собраны воедино многие символы Мистерий, что с высокой степенью достоверности опровергает все прежние ошибки и недоразумения
Вероятно, вхождение в новый эон наложило свой отпечаток на восприятие этого архетипа, т.к. если раньше социум настолько сковывал отдельную единицу личности условностями, что вести себя как душе угодно и следовать своему пути было прерогативой умалишенных и больных идиотов, то с наступлением нового времени этот стереотип поменялся, и сразу нашел отражение в такой квинтэссенции архетипов как арканы Таро. Как раз на стыке 18-19 веков были открыты высшие планеты, которые расширили доступ к коллективному бессознательному и сменили шаблоны восприятия мира. Все больше в почете пассионарии, те, в ком велик дух поисковой активности, творческому и креативному подходу. Желания и страхи в частности, и внутренний мир отдельной личности в целом получают особую ценность, появилось больше свободы самовыражения. И уже даже слабоумных называют людьми с особыми возможностями, а дебилов - солнечными детьми. Аркан Дурак из символа ущербности как душевной, так и физической, превратился в символ Ид, внутреннего ребенка, светлого и неисчерпаемого творческого начала. Шут-Дурак не отделен уже от колоды, благодаря чему появилась возможность рассматривать всю систему архетипов как переход от одного к другому, читать карту в раскладе не как фатум, а как показатель уровня достижений по заданному вопросу.
С наступлением нового времени, или как его еще называют Эра Водолея главной мерой стала индивидуальная точка зрения, нестандартный свежий взгляд. Если раньше было важно быть как все в твоей касте, то с течением времени актуальным стало как раз отличиться от толпы, выдвинуть свое Я, апогей этого мы можем видеть у Алистера Кроули, который провозгласил, что каждый человек - Звезда, а также:
Твори свою волю, таков да будет весь закон. Любовь есть закон, любовь в соответствии с волей
О Дураке в колоде Тота стоит сказать отдельно, т.к. это одна из самых потрясающих, красивых и насыщенных символизмом колод Таро. Полностью колода была нарисована в 1943 году.
Дурак не идет по дороге в никуда и не подходит к краю пропасти (символу неминуемой гибели), подобно изображениям на других колодах, он уже проваливается в нее, падает в бездну. Глядя на карту ощущение, что он как будто летит в космическом пространстве, за его головой 2 шара - голубой и желтый, возможно Земля и Солнце, за спиной символы всех планет и знаков зодиака, рядом изображен голубь, который летит сверху вниз (нисхождение Святого Духа), Дурак обвит какой-то спиралью по виду похожей на пуповину. По этим признакам можно сделать вывод, что на карте изображено воплощение души на Земле, мы видим момент рождения.
Символика карты настолько богата и многогранна, что можно трактовать в зависимости от контекста по-другому, так например парящий голубь может выступать символом тайного знания, которое Дурак получит в награду за преодоление Бездны и достижение Гармонии и Эона.
Дурак изображен в зеленом костюме, что напоминает о Зеленом Человеке, о весеннем боге, к тому же Дурак рогат. И если Дурак в колоде Уэйта - Аполлон, то у Кроули это явно - Дионис, Вакх, о чем недвусмысленно нам намекает огромная виноградная лоза.
И если Таро Уэйта пуританское, все действа как будто происходят на подмостках театра, выдержано в лучших традициях викторианской эпохи, памятник аристократической сдержанности в манерах, в чувствах, в намёках, то Таро Тота Алистера Кроули - это памятник следующей эпохи, более откровенной и смелой, мятежной, Европа охвачена идеями Ницше о сверхчеловеке и идеями Фрейда о силе либидо и бессознательном, даже манера изобразительного искусства с надломом - кубизм, модернизм, авангардизм. Все это как зеркало произошедших изменений и в каждом отдельно взятом человеке, в индивидуальной психике. Таро Тота подходит для людей готовых к копанию глубин, откровенности, признанию своих теневых сторон, экспериментам, погружению как в свое, так и в коллективное Бессознательное.
Что интересно, Аполлон и Дионис находились во внешней вражде, как и Артур Уэйт с Алистером Кроули, последний даже ввел в свою книгу "Лунное Дитя" злого персонажа и черного мага SRMD, а также отозвался об Уэйте крайне нелицеприятно, описывая его под именем Артуэйт. Хотя по мнению знатоков античности Апполон и Дионис - 2 ипостаси единого бога.
Итак, на сегодняшний день мы имеем 2 основные школы Таро, на их изобразительный ряд ориентируются современные создатели колод: школа Уэйта и школа Кроули.
Сравнивая карты в этих колодах мы видим, что в роли Аполлона у нас – аркан Дурак из колоды Уэйта с Солнцем - символом этого античного бога. А в роли Диониса – Аркан Дурак в Таро Тота с виноградной лозой - символом данного бога.
Бог Солнца Апполон - красивый, одухотворенный, аристократичный юноша, о чем можно судить по его богато расшитой гранатами и светилами одежде с длинными широкими рукавами, такие рукава мы еще увидим у знатной дамы в карте 9 Пентаклей, и ярко красным пером какой-то заморской птицы на шляпе.
И конечно же отсылка к Аполлону - лавровый венок, сплетенный из ветвей вечно-зеленого лавра, в который превратилась его возлюбленная нимфа Дафна.
Дурак у Кроули - в роли Диониса, соперник Аполлона, он тоже красив, но совсем не одухотворен, на его голове рога, к тому же он явно не чопорный педант времен королевы Виктории, иначе не позволил бы себе такого, выражаясь современным языком, стеба и троллинга над аполлоновым Солнцем, что называется вертел его на банане. Вместо неба Кроули помещает Солнце на чресла своему Герою.
В целом молодой человек на карте Таро Тота больше похож на ярмарочного гимнаста, он в специальном трико, его тело покрыто рельефной мускулатурой. Похож на канатоходца Тибула из сказки про Трех Толстяков, парень из низов, издевающийся над знатью и существующими устоями в обществе. Революционер и анархист, к слову сказать хорошо отражает те аспекты планеты Уран, которые не так явно видны в колоде Уэйта. Красивое телосложение, безумный взгляд, полуулыбка конечно делают его привлекательным, но это красота вне стандарта, нерафинированная. а природная, буйная и стихийная.
Что еще интересного - у обоих героев ноги не стоят плотно на земле.
Дурак в Таро Уэйта опирается на носочки, что выглядит грациозно и изящно как в балете, легкая поступь, аристократия, манеры, возвышенность.
Дурак в Таро Тота стоит на пятках как клоун, который пародирует серьезность и выпендрежность, попытку вести себя возвышенно, его походка - это профанация на танцорскую походку, слишком экзальтированная до несуразности. Это делается с намерением высмеять и снизить тем самым градус пафосности, напыщенности и зазнайства от своего высокого положения.
Споры по поводу этого аркана идут до сих пор, Дурак так и гуляет по всей колоде в отличие от остальных арканов. Он может быть и под номером 0, и под номером 21, и 22, и даже 0-22, в старой колоде Эттейлы он был помещен в самый конец колоды под номером 78. Та же самая чехарда и по поводу трактовки - воспринимать ли его как предупреждение о неверном, сулящем опасности, шаге или же как удачный случай и божественное покровительство, кто он - идиот или же Избранный герой.
Разум - ловушка Дьявола. Дурак - выход из нее, данный Богом.
Соединение в образе Аполлона рациональной ясности и темных стихийных сил подтверждается его связями с Дионисом, хотя это и божества-антагонисты: один - бог светлого начала, другой - темного и слепого экстаза; но постепенно образы этих богов сливались в один - в Дельфах, им обоим устраивали оргии на Парнасе, сам Аполлон нередко почитался как Дионис и носил его отличительный знак - плющ. Участники празднества в честь Аполлона украшали себя плющом, как на Дионисовых праздниках.
Подводя итог можно сказать, что не смотря на коренные внешние отличия карты, суть ее не менялась, т.к. во всех культурах, начиная с самых древних, Шут или дурак выполнял функции жреца, выступал проводником между людьми и тонким миром, он делал смешным то, что было страшно. На Руси Шуты стали продолжателями древних дохристианских жреческих структур — прямых наследников славянских волхвов. Но после принятия новой веры, они унаследовали лишь частичные аспекты древнейшего знания. Слово "волхв" трансформировалось в "олух" и стало уничижительным. И понималось как то, что наивные, юродивые, шуты, блаженные и нищие пользовались особой милостью Бога. Олух царя небесного, следовательно, один из таких бездельников, который ждет от милости от Бога.
Но действа шутов-олухов, их инсценировки отражали общий сценарий древних инициатических мистерий. Даже атрибутика - бубен и погремушка, относятся к основным шаманическим и обязательны в процессе камлания. Обязательными атрибутами процессии также были медведи. А медведи и их шкуры играли особую роль в магических ритуалах древности. Другой важный элемент шутовских представлений — «коза», которую изображал мальчик младше 13 лет. Участие подростка также имело сакральный смысл: в «Элевсинских мистериях» у греков в ритуальных целях использовался подросток — «отрок очага», который был наряжен в рогатую маску и изображал культовую фигуру, связанную с древним Дионисом.
Также оккультным значением наделены и повадки шута — в частности, то, что он прыгает на одной ноге. Символизм «одноногости» или хромота связан с культовыми обрядами зимнего солнцестояния, когда одна «нога» года переместилась в новый цикл, другая осталась в старом году. От этого пошла традиция вешать одиночный чулок над камином или башмак под новогодней елкой, предназначенный для подарков. Стоя или прыгая на одной ноге, шут призывает сосредоточиться на том моменте, где происходит контакт двух областей — символически «старого года» и «нового года».
Песни и представления скоморохов имели обрядовое значение - это изложение древнейших священных знаний о священном браке неба и земли, богов и богинь, и несли в себе инициатический смысл.
Скоморохи и шуты на Руси как и во всем мире были продолжателями дохристианских экстатических культов.
Так в Европе шут всегда заправлял "ослинными процессиями", из которых потом появились карнавалы, а сами процессии произошли из традиции сатурналий и вакханалий. Даже шапка шута с 3-мя концами - это 2 ослиных уха и хвост. На этих мероприятиях люди давали выход как сказали бы сейчас своей "тени". Епископа сажали на осла задом наперед, знать становилась слугами, а слуги господами. Это были сакральные праздники, посвященные переворотам всех пропорций, когда отменялись традиционные запреты и табу, когда серьезное и шутовское, возвышенное и низкое менялись местами, вернее, смешивались в общем хаосе, возвращаясь к жизненным истокам, где отсутствовали пары противоположностей, и наличествовала только изобильная сакральная полнота бытия.
Сатурналия — своего рода обрядовый возврат в «золотой век» (царство Сатурна как раз и считалось «золотым веком»), к полноте сакрального, предшествующего позднейшим разграничениям. Пусть и на короткий промежуток, но сакральность восстанавливалась до своей полноты. Что интересно - после отмены этого ритуального шествия в Европе вспыхнула эпидемия «колдовства» и «черной магии», что потребовало создания жестких карательных организаций в роде Святой Инквизиции — с хорошо известными последствиями.