1. Этимология слова

Этимология слова Глупец восходит к праславянскому слову, образованному посредством ныне утраченного суффикса > -п- от корня > глу - "пустой". Глупый - изначально значило пустой. Ещё со времён Древнего Рима атрибутом Шута была погремушка, сделанная из бычьего пузыря и наполненная горохом, что также является символом пустоты, т.к. чем более пусто пространство, тем лучше в нем что-то гремит. Отсюда пошла фраза "шут гороховый".

 
 

Что интересно английский вариант fool происходит от латинского follis "кожаный мешок или меха (кузнечные)", в английском и сейчас слово follicle обозначает мешочек, стручок, какая-то оболочка полая внутри. В бытовом варианте латинское слово follis использовалось для обозначения человека как "windbag, empty-headed person", "пустозвон, пустой человек". Кроули в "Книге Тота" также приводит эту аналогию: "Английское silly - "глупый - означает также и пустой. (Бадьи на палубе пусты - The silly buckets on the deck); это вакуум Воздуха-Нуля. А происходит это слово от немецкого selig - "священный, благословенный".

На Руси слово Дурак было нечто вроде никнейма, имени-оберега для детей.

Второе внецерковное имя давалось, чтобы не называть всуе истинного имени данного при крещении. Это делалось с целью обмана злых духов и не считалось ни оскорбительным, ни смешным, ведь люди верили, что назвав Дураком ребенка они уберегают его от сглаза и прочих бед.

В текстах документов XV века впервые зафиксировано имя Дурак. Причём это имя было распространено не только среди холопов, но и среди дворян, например:

  • Князь Федор Семенович Дурак Кемский
  • Князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин
  • Фёдор Семёнович Дурак (колено XVII), князь Сугорский
  • Московский дьяк Дурак Мишурин

С тех же времен начинаются и «дурацкие» фамилии — Дуров, Дураков.

Есть много версий происхождения слова Дурак во многих языках как дикого, природного или не от нашего мира.

На Руси до совершеннолетия детей называли порядковым номером: первый был – Первак, второй – Вторак, Третий – Третьяк, а самого младшего называли Другак, другой, последний, без счета. И не случайно Иван-Дурак во многих сказках - самый младший из трех братьев. Эта традиция долго существовала и после принятия христианства.

Обидный смысл этого слова появился позднее. И тоже вполне понятно почему: самый младший в семье - по определению самый юный, наивный и неопытный. А также после смерти родителей ему могло совсем ничего не достаться по наследству.

2. Желтый цвет:

Это один из базовых цветов, ведь как известно в чистом виде только 3 цвета: синий, желтый и красный, а все остальные цвета получаются от их смешения. Так что, благодаря такому изобилию желтизны сразу ясно, что в этом аркане нечто базовое и фундаментальное, основа основ, как и в следующих двух арканах: Маг (красный) и Жрица (синий). Желтый цвет - это символ янского начала, солнечной активности, динамики и роста, любовь к жизни, радость. Жизнь в том виде как она есть сейчас на планете земля возможна благодаря Солнцу, все цветет и плодоносит только благодаря ему. Это основа жизни на Земле.

3. Белое солнце

Символ сефиры Кетер, первая сфира на Древе Жизни, из которой по пути к Хокме и спускается Дурак. Кетер - высшая точка, из которой все эманирует и все в нее же и возвращается. Сам этот путь считается мужским и стимулирующим. Кетер - "венец", на голове у Шута мы также видим венок, это точка отсчета, она изначальная искра Творца.

4. Горы:

Символ невзгод и препятствий, с которыми каждый из нас встречается в процесс становления и достижения своих целей.

Белоснежные горы - это и отсылка к горнему возвышенному пути жизни, и к волшебной стране Шамбале, которая скрыта от посторонних глаз где-то в Гималаях ("обитель снегов"). Эта страна населена мудрецами Махатмами и могущественными магами. Знания, которыми они обладают - дают власть над миром. В этой стране должен родиться грядущий Мессия, которого в разных народах и религиях ожидают под разными именами — Калки Аватара Вишну, Майтрейя Будда, Христос и т.п., он придет на помощь человечеству и станет победителям в последней битве между силами света и тьмы на земле.

5. Обрыв, бездна

Шаг в будущее. На Древе Жизни это сам спуск из Кетер к Хокме, начало путешествия по материализации в Малкут, вторая сфира и есть зияющая бездна у ног Дурака. Насколько удастся сохранить первоначальный запал и силы? Сам Аркан Дурак можно сравнить с рождением младенца. На карте Мир, которая часто указывает на беременность, мы видим круг с человеком внутри, человек обмотан лентой как пуповиной, круг помимо символа живота, также является символом йони. И когда беременность подходит к концу происходит переход из 21 Аркана в нулевой, наш герой буквально проваливается в бездну, т.к. тот мирок, в котором он существовал до этого стал слишком тесен, и больше не способен обеспечить его потребности.

6. Молодой человек:

Молодость всегда связана с силой, устремлениями, верой и безграничными перспективами, которые простираются у ног. Неудержимые порывы пассионария, юношеский максимализм, бесстрашие первооткрывателей - все есть в этом аркане. Дурак на этой карте похож на юного солнечного бога, принца иного мира, который переодевшись, вышел в путь, чтобы пройти некую инициацию, дух в поиске опыта, это тысячеликий герой в архетипичном путешествии. Отсылки к этому можно найти в любой мифологии, например гомеровская "Одиссея".

7. Движение справо-налево

На аркане герой активен, процессы запущены и конца пока не видно, очень динамичная карта.

Не раз встречала мысль о том, что Дурак такой дурак устремлен в прошлое, т.к. идет де справа-налево, а в западной традиции слева - прошлое, справа - будущее. Но это тайный знак, движение Дурака идет в таком же направлении как и еврейский алфавит, все газеты и журналы на иврите открываются также справа налево. Если положить карты последовательно в таком направлении, то мы увидим, что Дурак открывает последовательный цикл из 22-х карт.

При этом Смерть - единственная карта, на которой движение идет навстречу Дураку, т.к. смерть это прекращение нашего странствия на Земле. Танцовщица на карте Мир размещается в конце ряда и повернута телом к Дураку, как бы стремясь получить энергию, генерируемую нулевым арканом, замыкая цикл, и давая начало по спирали на новом уровне.

8. Венок:

Символ победы и триумфа Духа над всеми бедами плотского мира. Лавр связан с Апполоном, богом Солнца и творчества. Демонстрация лаврового венка - это намерение преодолеть препятствия, стремление подняться выше, выйти за рамки и ограничения, и одержать победу.

9. Перо

Символ стихии Воздуха. Легкость, с которой можно подобно птице воспарить к небесам, элемент ветра, скорость, простор, душа. Часто перьями украшали головные уборы вождей и царей, указывая на их возвышенное положение. Легкость и связь с воздухом делало перо посредником между людьми и богами, потому часто перьями украшались жезлы и шаманские одеяния, что давало возможность летать между мирами. Перо - символ истины, Осирис взвешивает душу, бросая на вторую чашу весов перо истины. Также это символ творчества и поэзии как дара небес.

Алое перо в Таро мы видим трижды - на карте Дурак, карте Солнце и карте Смерть, в таком контексте оно указывает на пламя жизни, витальность, жизненную силу, на то что душа человека жива.

10. Круг, разделенный на 8 частей:

Известный символ по всему миру, в Месопотамии, на Руси, Скандинавии, Центральной и Южной Америке, Древнем Риме, Монголии. Восьмиспицевое колесо - солярный символ. Так у славян это оберег (Крест Лады-Богородицы, Колядник - символ победы света над тьмой); колесо с восемью спицами - главный символ буддизма, символ сансары, цикла перерождений и переходом из одного состояния в другое; в Германии такое колесо связано с магическим рунным заклинанием. Колесо с 8 спицами наносили на амулеты, изображали на домах, доспехах, алтарях и саркофагах, для защиты от диких зверей катали колесо вокруг дома. Для защиты от нечести с горы спускали горящее колесо, постепенно этот обычай перешел в ритуал на день летнего солнцестояния. В рамках Таро такой круг являлся символом "Золотой Зари", предвестник вечного дня и духовного просветления.

Такое же колесо со спицами как на камзоле у Дурака мы позже увидим на рисунке 10 аркана - Колесо Фортуны. Это указывает на связь арканов.

 
 

И ведь в культурах разных стран эта идея отражена в пословицах, поговорках и сказках, когда Дураку везет и все самое лучшее достается ему "на халяву. "Дуракам везет"", "Дуракам закон не писан", "Дурак спит, а счастье в головах лежит", "Бог дураков любит", "Дураком на свете жить – ни о чем не тужить"; а также как присказка о чем-то легком и непосредственном "Тебе то-то делать, как дурному с горы катиться".

Так в чем же секрет такой небывалой удачливости у дураков? алгоритм зашифрован в сказках и мифах. Во-первых открытость внешнему миру; во-вторых активные действия; в третьих отсутствие страха перед трудностями, догами, авторитетами, склонность к риску; в четвертых мощное стремление к реализации своего желания; и в пятых - оптимизм и вера в светлое будущее.

Дурак находится в ожидании, когда истина появится сама вопреки несовершенному человеческому разуму, он ни о чем не рассуждает сам, не загадывает, не прикладывает своих усилий и не гнет ситуацию так как он считат будет лучше, принимает то, что есть не искажая и не привнося своего. Потому и говорят, что дуракам везет и Бог дураков любит. Ведь Дураку больше не на кого надеяться кроме как на Бога, и к его помощи он преисплнен доверия, дурак не может доверять ни своему разуму, ни опыту, ни чувствам, ни наставлениям других людей, но он как никто другой доверят Высшей Силе и открывается ей навстречу всей душой.

11. Посох

Символизм жезла или посоха, да и просто палки, основан на идее прямой линии, которая олицетворяет направление. Потому жезл не только защищает, но и указывает путь. Магическая сила жезла связана с силой деревьев, энергетика которых передавала обладателю посоха мистическую силу, а также с символикой фаллоса (силы. власти, доминирования) или руки, указующего перста. Скипетр, посох, жезл символизирует мужскую силу. В ряде легенд посохи имеют свою душу. Также посох может и символизировать знания, которое является единственной опорой для человека. В Древнем Египте после осеннего солнцестояния отмечался праздник «Рождение Солнца-Посоха», считалось, что раз с этого момента день становится короче, а солнечный свет — слабее, то Солнцу нужен посох для опоры.

12. Котомка:

Это женский символ сохранения, некое чрево, хранение того, что ценно. В котомке находится опыт души. Как символ, связанный с пилигриммами и странниками, котомка часто указывает на непривязанность к материальным благам.

13. Голова орла

Символ Воздуха. Орел - солярный символ, связанный с богами (Зевс, Митра, Гаруда, Нергал). Духовное начало, освобождение от уз, свобода, бесстрашие. Так как орел охотится на змей, то он всегда был связан с победой над низшими хтоническими силами, духа над инстинктами. Голова также связана с Солнцем, властью, божеством и микрокосмом.

14. Белая роза:

Как и белая туника символ чистоты, невинности, искренности.

Заметка: Дурак в раскладе сильно зависит от других карт, читая расклад постарайтесь применить символизм цвета, мысленно представляя в какой цвет окрасят рядом лежащие арканы белую розу. Что это может обозначать в плане влияния на духовную жизнь кверента? Это поможет глубже понять влияние ситуации и сущность урока для кверента.

Но, белая роза - это также и символ молчания, неразглашения тайн. а как известно все члены ордена "Золотой Зари" давали клятву о том, чтобы не распространятся о идеях ордена, поэтому Уэйта часто упрекают в намеренной путанице, которую он внес в колоду, в качестве "защиты от дурака". Такая трактовка связана с мифом о Гиппократе, врачом и хранителем молчания, которому Купидон подарил белую розу, чтобы тот не разглашал тайну любовных похождений Венеры. В те времена считалось, что если в комнате стояла белая роза, то все о чем говорилось должно было остаться в тайне.

В странах ислама ученик получает розу из рук наставника как символ передачи учения.

В некоторых традициях роза символизирует мистический путь к Богу, т.к. ее прекрасный цветок находится на верхушке длинного прямого стебля, покрытого колючими шипами. Розы также являются символом Девы Марии.

15. Белая собачка

Символ преданности и веры, защиты и самопожертвования. У многих народов собаке отведена роль психопомпа, проводника души через ночь смерти. В греческой мифологии собака - спутник Гермеса, покровителя путников и проводника умерших. По сути мы видим хозяина и его преданного слугу. Собачка - это звериное чутье, которое помогает нам в материальном мире и рассудочный разум, для оценки внешних явлений.

Остается открытым вопрос кто же тогда истинный хозяин, если маленькая собачка - это сознательный разум и 5 физических чувств, это только друг и проводник.

16. Буква Алеф:

 
 

Буква алеф соответствует в еврейском алфавите цифре 1, и это неслучайно. От звука "а" (точнее, предшествующей ему гортанной смычки) образуются все остальные звуки — именно потому буква "а" и первая в большинстве алфавитов. Зная это, легко понять символическое значение буквы алеф.

Алеф в переводе обозначает "вол", образована от египетского иероглифа, изображающего бычью голову, связанную с первоначальной мощью и плодородием, в скандинавском Футарке первая буква также также обозначает материализацию и переводится как "Скот".

"А" — это первый посыл, порождающий все, первый толчок от невидимого Кетера к явленному Хокме.

Алеф соответствует стихия Воздуха как дыхания жизни и животворящего принципа, это немой звук. Указания на эту букву мы видим в позе собачки, а также в Солнце за спиной Дурака, и в Луне и Звезде на его левом плече. Солнце, Луна и Звезда - символы буквы Алеф в гематрии, т.к. имеют такую же числовую величину.

Дух, связанный с этой буквой — это божественный гений, проявляющий себя в созидании Вселенной. В этом — первое явление Бога, потому Его эпитет, связанный с этим путем на древе, — "бог явившийся". Но когда дух носится над первозданными водами, Вселенной еще нет, и потому Алеф — только шут, ноль, ничто, абсолютная пустота, которая может стать любой, и абсолютная свобода этого становления: в этом Ничто в потенциале содержится все. Поэтому в Таро этот аркан считается нулевым или последним.

В английской школе Таро путь Шута пролегает от Кетер к Хокме по 11 пути Алеф Древа Сфирот. Буква Пути – Алеф  (Вол).

Буква Пути: Алеф (Вол)

Божественное имя: YHVH, Тетраграмматон.

Астрологическое соответствие: Воздух.

Аркан Таро: 0 («Дурак»).

Эзотерический титул: Дух Эфира.

Описание из приложения к «Сефер Йецира»: «Одиннадцатый путь — это Сверкающий Разум, ибо это — суть той завесы, что прилегает к порядку распределения; и он наделен особым достоинством, позволяющим стоять пред лицом Причины Причин».

Мифологический принцип: Дитя Первозданной Пустоты.

Книга Майкла Грира. Перевод Анны Блейз

11 путь связан с таким символом как «коромысло», т.к. движение является первым и самым сильным отклонением от изначального равновесия — уходом от самодостаточной в себе полноты — оно способно разрушить тот покой, который явился причиной его рождения. Чтобы движение существовало важен постоянный баланс движения и покоя, и 11 путь соотносится с "правилом равновесия".

С образом коромысла перекликается палка с узелком, который держит за плечами Дурак, балансируя с ним на краю пропасти, как канатоходец с шестом.

Согласно каббалистической теории путей как базовых взаимосвязей, определяющих всю структуру воспринимаемой вселенной, путь Алеф — это первая из всех связей, а остальные пути соотносятся с ним как копии — с оригиналом.

11-й путь — это взаимодействие между единством и силой, этот путь связывает абсолютное единство с той силой, в которой оно обретает свое первое проявление; между сущностью и действием, которое проистекает из этой сущности; между «быть» и «делать»; между существительным и глаголом; между бытием и становлением.

Это первый акт взаимодействия между двумя объектами. Как только первозданная сила исходит из первозданного единства, и оно вступает с ней в некие отношения, сразу же начинает формироваться остальное Древо во всей своей сложности и многообразии.

Универсальность и абстрактность занимают центральное место в символике и значении пути Алеф.

Любые другие взаимосвязи на Древе и, следовательно, во вселенной, можно рассматривать как частные, так или иначе ограниченные формы этой изначальной, самой первой из всех взаимосвязей.

Схожим образом, каждый из символов этого пути сам по себе отсылает к какому-либо другому элементу Древа — другому пути или сефире — как к частным примерам общего процесса, не поддающегося описанию другими средствами.

И даже в том, что касается собственной роли 11-го пути на Древе, рассматривать приходится не столько качества самого этого пути, сколько свойства тех сфер, между которыми он проходит.

Путь Алеф — это всё и ничто; он ускользает от определения точно так же, как сфера Кетер, из которой он исходит, ускользает вообще от какого бы то ни было восприятия.

Свет, исходящий из Первоисточника, изначально ослепляет соискателя, но как только он к нему привыкает, то достигает состояния абсолютного знания. Поэтому так важно дойти до этого уровня с внутренней пустотой, готовностью принять без личных искажений. Именно этой чистой неизменной силой действует Дурак, это не его воля и намерение как в Маге, он чистый проводник, чтобы облегчить понимание традиционно делается акцент на нищете, юродстве, и слабости Дурака: не своей силой он будет спасен и спасет других. Только в следующей карте Маг власть отдается в руки человека. Но у Мага никогда не будет того размаха, той силы и щедрости, которая есть у Дурака. Маг получает только ту силу, что способен удержать в своих руках, а это ничтожная доля от космического потенциала, единого со всем человечеством, и определяется размером личности самого Мага. Поэтому религия часто выступает против магии, как начала, сдерживающего человека и лишающего его изначальной свободы — единственного достояния безумца-Шута.

А. Кроули посвящает нулевому аркану такой стих:

Познай Ничто! Все пути разрешены невинному.

Чистое безумие — ключ к посвящению.

Будь ни мужчиной, ни женщиной, но двумя в одном.

Будь молчалив, и ты можешь найти копье и Грааль.

Иди один и пой! Во дворце короля тебя ждет его дочь.

А. Кроули

17. Цифра Ноль

Первопричина всего сущего, яйцо Вселенной, первозданный хаос, это и круг бесконечности и точка. Нулевая точка - это портал, чрез который происходит разворачивание новой жизни, она может быть как развернута в Бесконечность, так и сжата до полного Ничто. Эта точка есть начало и конец всего, Ничто и Все одновременно. Точка как Абсолют, не имеющий формы и качеств и рождающий все формы и качества. В каббале ноль связан с Богом, именующимся Эйн, что переводится как "то, чего нет". Творец создал мир и поддерживает его существование, но сам он стоит вне бытия, т.е. не существует, хотя и отражается во всех частицах мироздания.

Опасность нулевого Аркана в том, что можно остаться нулем, а можно создать Вселенную, это конечно сделать очень сложно, в колоде Кроули мы видим и Тигра, и Крокодила, символы мужского и женского начала, искушения властью и небытием, которые угрожают нашему герою, и многие предпочитают лишний раз не шевелиться, лишь бы не подвергать себя риску быть "съденным" или не упасть, проходя над краем пропасти. Как пишет Олег Телемский - велик риск отклонится от истинного пути и пойти по ложному: путь Тигра - это путь власти, легко обмануться и использовать свои силу под видом или даже с чистой уверенностью, что это во имя высшей цели; путь Крокодила еще более опасен, т.к. кажется оптимальным и спокойным, это путь в небытие, это искушение не стать старше, остаться в состоянии потенциальности, так никогда и не раскрывшись. Ведь так сложно являясь всем одновременно в потенции, стать хоть чем-то, но в реальности!

Как умножение на ноль любого числа дает ноль, так и аркан Дурак способен обнулить любой опыт, любые ценности и установки, обнулить любые накопления и оставить человека в том виде, в котором он и пришел в этот мир.


Автор статьи: Анна Огински.
Статья написана специально для Тарософии.

Связанные статьи

Подписаться

Подпишитесь на наши новости
ПОДПИСАТЬСЯ
close-link